На главную ЦЭПМСС
[login]    на главную страницу Карта сайта Ваши настройки Написать письмо  
Бескровный и бескальпельный новый метод лечения опухолей головного мозга "гамма-ножом". Размещение пожилых и престарелых. Впервые круглогодично недорогое лечение в Сербии и Черногории. Следите за тематикой горячей линии!
/ Воздушная скорая помощь (Air Ambulance)
все
текст  

БОЛЕЗНИ ВЫСОТЫ

комментарии дать свой комментарий подписка вид для печати

Интервью Дядыка Гарри Никитовича, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ газете «Коммерсант. Деньги» N 48 от 05.12.2005 г.


Современный мир невозможно представить без авиасообщения. Поэтому говорить о том вреде, который наносят здоровью авиаперелеты, вроде как-то неудобно. Между тем в медицинских кругах связанные с ними опасности обсуждаются давно и горячо. Недостаток воздуха, перепады давления и даже космическая радиация, по мнению некоторых специалистов, способны нанести серьезный ущерб здоровью пассажиров. Насколько оправданы эти опасения, попытался понять наш корреспондент Карен Шаинян.

Классовый синдром

Проблемы здоровья, связанные с воздушными путешествиями, с каждым годом становятся все актуальнее. Во-первых, потому, что с каждым годом люди летают все больше. Во-вторых, поскольку население планеты стареет, стареют и пассажиры. И если молодые и здоровые переносят перелет без видимых последствий для здоровья, то люди со слабым здоровьем действительно рискуют, преодолевая большие расстояния на самолете.

Наиболее популярная в недавнем прошлом тема – это так называемый синдром экономического класса, то есть тромбоз глубоких вен нижних конечностей. Гарри Дядык, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ: «Считается, что во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе,  в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Такой тромбоз может случиться и у пассажиров бизнес- и первого класса, но с меньшей вероятностью, поскольку они летают в значительно в значительно более комфортабельных условиях ».

В течение последних 20 лет синдром экономического класса бурно обсуждался врачами и представителями авиакомпаний. По  статистике смертность от тромбоза во время перелетов составляет 0,01%-0,03%. Чем дольше перелет, тем выше опасность возникновения тромбоза  Особенно велика эта опасность при перелете, например, из Европы в Австралию или Южную Америку. По статистике лондонского аэропорта Heathrow, случаи тромбоза со смертельным исходом здесь происходят в среднем один раз месяц. Факторами, которые способствуют образованию тромбов, считается курение, прием гормональных контрацептивов, недавняя травма или операция, а также беременность и избыточный вес.  Впрочем,  после  обширных исследований врачи пришли к выводу, что эта проблема касается не столько авиапассажиров, сколько, например, дальнобойщиков или спортивных болельщиков, которые просиживают перед телевизором  много часов.

Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону или сделать специальные упражнения на месте. Ручную кладь, несмотря на увещевание стюардесс, лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног. Кроме того, следует пить больше жидкости, но не алкоголя и не кофе.

Для пассажиров, у которых высок риск развития тромбоза, этих мер может быть недостаточно. В частности, это относится к беременным женщинам или людям, которые страдают повышенной свертываемостью крови. Таким пассажирам врачи рекомендуют перед полетом запастись специальными компрессионными гольфами. Кроме того, им следует проконсультироваться с врачом, при необходимости им могут назначить специальные препараты, уменьшающие свертываемость крови. Самое популярное средство, разжижающее кровь, – это обычный аспирин. Врачи рекомендуют принимать его за день и сразу перед полетом. Более эффективный препарат гепарин нужно применять строго по назначению врача.

Микроклимат в самолете отличается от земного в первую очередь уровнем давления. Давление в салоне всех самолетов гражданской авиации гораздо ниже, чем на земле. Так, если на уровне моря давление около 760 мм.рт.ст., то в самолете этот показатель составляет 580-600 мм., то есть примерно равен атмосферному давлению в Мехико или Денвере (2,5 - 3 тыс. м. над уровнем моря). Единственный самолет, в котором давление поддерживалось на уровне обычного, – это лайнер Папы Иоанна Павла II. Установка специального оборудования, которое поддерживало бы нормальное давление в салоне всех самолетов, слишком дорогое дело для авиакомпаний. Поэтому считается, что давление, которое ниже атмосферного на 160-200 мм.рт.ст., человек может переносить без серьезного ущерба для здоровья. Гарри Дядык: «От давления напрямую зависит количество связанного (питающего ткани) кислорода в крови: чем ниже давление, тем меньше этот показатель. Здоровый человек этого практически не замечает. Однако если пассажир страдает заболеваниями легких или сердечно-сосудистыми рассройствами, снижение уровня кислорода в крови для него может быть весьма ощутимо. То же относится и к пожилым людям, у которых насыщение крови кислородом исходно меньше, чем у молодых, и в условиях полета может быть вовсе ниже допустимых значений. В этом случае возникает опасность кислородного голодания тканей, начинается одышка, нарушение сердечного ритма и другие проблемы в работе сердца»

Самая частая причина вызова врача в самолете (около 23%) – это сердечно-сосудистые расстройства. На втором месте – желудочно-кишечные расстройства, на третьем – обмороки. На российских авиалиниях, судя по опыту отечественных врачей, самая частая причина плохого самочувствия – это похмельный синдром. Обезвоживание организма, которое происходит во время полета, вместе с вышеперечисленными проблемами с сердечно сосудистой  системой приводит к тому, что похмелье в самолете переносится особенно тяжело.

Поскольку давление в самолете, как мы уже сказали, снижается, объем воздуха увеличивается примерно на треть. Поэтому возникает разница в давлении воздуха внешней среды и того воздуха, что содержится в человеческом организме. В лучшем случае это чревато болью в ушах. В худшем, например, если человек перенес операцию на внутренних органах, есть вероятность, что могут разойтись свежие внутренние швы. Гарри Дядык: «После удаления аппендицита мы не рекомендуем пациентам летать как минимум в течение недели, даже если человек вполне нормально себя чувствует. Тем более не стоит летать, если у человека есть опасность внутренних кровотечений любой природы. Впрочем, если есть такая опасность, ему следует вообще лежать в больнице, а не путешествовать» 

По этой же причине врачи не рекомендует летать пациентам после переломов конечностей, если вокруг поврежденной конечности наложен сплошной гипс. Из-за перепада давления воздух, находящийся под гипсом, расширяется и может сдавливать ткани. Поэтому на время полета гипс нужно распиливать или заменять лонгетом.

Еще одна проблема  – это смещение крови во время взлета и посадки. При ускорении или торможении самолета, если человек находится в горизонтальном положении, кровь притекает либо к конечностям, либо к голове. Если у человека слабое сердце или повышенное давление, это может усугублять плохое самочувствие. Именно поэтому во время взлета и посадки рекомендуется не лежать, а сидеть выпрямившись.

Качество воздуха в салоне – еще одна проблема, о которой говорят профсоюзы бортпроводников во всем мире. Интенсивность воздухообмена в салоне примерно в 20 раз ниже , чем на земле. Кроме того, воздух в самолете минимум в четыре раза суше, чем на земле (около 10 %и влажности). Такие условия с трудом переносят люди, склонные к заболеваниям дыхательных путей. Вдобавок во время  длительных перелетов создаются идеальные условия для распространения всех воздушно-капельных инфекций. Ведь никто не гарантирует, что ваш сосед в самолете не страдает открытой формой туберкулеза. Таких больных стараются не брать не борт, и у капитана корабля есть право отказать пассажиру в полете, если он подозревает у того какое-либо заболевание, опасное для окружающих. Это право командира корабля не может оспорить и лечащий врач. Однако, даже если никто из пассажиров не страдает никакими болезнями, передающимися по воздуху, стерильности вам никто не гарантирует, поскольку некоторые микроорганизмы способны успешно размножатся в вентиляционной системе самолета.

По словам специалистов, полет никак не провоцирует преждевременные роды. Тем не менее, большинство авиакомпаний мира ограничивают полеты беременных женщин. Так, например, компания «Аэрофлот» требует от беременных женщин, роды которых планируются в течение ближайших четырех недель, представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за семь дней до начала полета ( United Airlines, Delta, Alitalia, Swissair,Air France, Lufthansa).

Еще одна проблема, связанная с перелетами, это смена часовых поясов. Установлено, что частая смена часовых поясов приводит к нарушению внутренних биологических ритмов организма. Поэтому люди, вынужденные летать часто, нередко страдают нарушениями сна, депрессиями или хронической усталостью.

Чтобы перенести смену времени с минимальными потерями, врачи рекомендуют быстрый переход на местное время. То есть, если вы после долгого перелета догнали солнце и оказались на месте утром, не ложитесь спать, а начинайте жить сразу по местному времени. Если же вы летите на восток и пребываете на место ранним утром, просто примите легкое снотворное перед полетом (иммован, валериана), постарайтесь выспаться на борту, а по прибытии начать новый день по местному времени.

Перейти на местное время помогают физические нагрузки, бассейн, прогулки.

Утверждают, что перестраиваться на местное время с востока на запад проще, чем с запада на восток. На самом деле человеку проще перемучится и не поспать ночью, чем уснуть, когда по его внутренним часам уже наступило утро.

Ужас над землей

Такая проблема,  как воздушная болезнь, легко решается с помощью известных фармацевтических препаратов, таких как скоболамин, банин в виде таблеток или пластырей.

Гораздо серьезнее обстоит дело со страхом полетов. Это скорее не собственно медицинская,  а психологическая проблема, которая с трудом поддается лечению. По статистике, такой фобией страдают около 15% людей, из которых 80% боятся летать панически, то есть просто наотрез отказываются летать. При этом страх могут внушать самые неожиданные вещи. Кто-то боится взлетов и посадок, другие панически боятся летать над водой или горами, третьи опасаются, что пилоты могут вести самолет в нетрезвом состоянии и не справится с управлением. В общем, фантазии у всех разные, и никакие доводы не могут переубедить таких пассажиров. Между тем самолет – значительно менее опасный транспорт, чем автомобиль или автобус, поскольку автокатастрофы случаются намного чаще. Этот факт, однако, не является достаточным аргументом для тех, кто боится летать. На Западе авиакомпании организуют специальные трех-четырехдневные тренинги, на которых люди привыкают к мысли, что летать не опасно. В России пока таких курсов нет, и все, что можно предложить людям, боящимся перелетов, –  это специальная литература из серии «помоги себе сам» . Однако большинство пассажиров тематической литературе предпочитают алкоголь. Врачи крайне отрицательно относятся к такому подходу – по их мнению алкоголь может усиливать страх смерти и приводить к паническим атакам на психику.

См. также (1)

текст   Авиаперевозка

Авиаперевозки больных и пострадавших по Москве, странам СНГ, ближнему и дальнему зарубежью

12.01.09

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:

Rambler's Top100